Село Черногор располагается на северо-востоке Болгарии, в
Силистринской области, в общине Главиница. Находится на расстоянии 160 км. от
г. Варны и на 415 км. от г. Софии.
Население - 398 жителей – болгары, турки, цыгане, влахи -
по данным переписи населения 2011 года.
Легенда написана по преданиям жителей села.
Около двух сел Карахадирлар (сейчас с.Черногор) и Дели Исуфлар (с. Красногор) - на юг до с.Асват кьой (с. Главиница), на запад местность Яйкына, с.Чауш махала (с. Софийци), с.Вискьой (с.Царев дол), с.Ендже кьой (с.Преславци),
на север до с.Арабаджилар (с.Коларово) когда-то раскинулся густой
старый лес, который стал причиной тому, что люди, впоследствии, незаметно,
изменили имя села с Карахадирлар на Кара Дирлар (в переводе с турецкого – черный лес). Стволы деревьев в этом лесу были настолько
толстыми, что даже 2-3 человека не могли их обхватить.
Легенда, которая передается из уст в уста, из поколения в
поколение, рассказывает о таинственной девушке, обитавшей в старом, красивом, завораживающем,
а в тоже время и зловещем лесу около села. Лес местные жители называли „Кыс
кория” (в переводе с
турецкого „Девичий лес”).
Девушка была сиротой, но с невероятной жаждой жизни. Грешница, которую не
желали ни на земле, ни на небесах. Она сама сажала лес.
После своей смерти девственница превратилась в мистическую,
таинственную самодиву (лесную
фею) – неземной
красоты, вечно молодую, с длинными русыми волосами и чародейным взглядом. Она
была одета в длинную белую рубаху и белую
мантию, в которой была скрыта ее сила. Вечером, с появлением луны,
самодива танцевала, веселилась, играла и пела возле деревьев и на зеленых
полянах покрытых влажной и буйной травой. Однако увидевший самодиву не должен был
смотреть ей в глаза и слушать ее, потому что не было песней прекрасней, а танцев
красивей, но она сводила с ума и губила.
Жила она под огромными старыми деревьями, в заброшенных
хижинах или в темных углублениях, которые освещала таинственным светом.
Появлялась чаще всего весной и летом. Выходила только ночью и скрывалась с
первыми петухами.
Самодива охраняла свои укрытия и
тот, кто нарушал ее владения, исчезал бесследно или заболевал неизлечимой
болезнью. Люди слышали ее смех, но видели только свет между деревьями и не осмеливались
ходить в те места ночью, для них лес был священным.
Поздно вечером около очага
шепотом рассказывали истории о личных встречах с ней. Как припозднившиеся
путники, возвращаясь в село на телегах видели девушку. А она, с фонарем в
руках, молча к ним подходила и устало садилась на край телеги. Люди не смели с
ней заговорить, делали вид что вообще ее не видят и испуганные продолжали свой
путь. Девушка молчала, лишь освещала путь в ночи пока не выводила путников из
лесной чащи. Как внезапно появлялась, так и исчезала из поля зрения людей. Говорят
также что видели эту девицу-самодиву и в старом лесу около села Акадирлар (с. Дулово) – она ходила то здесь, то
там...
Самодива охраняла лес и никто не
смел его рубить. Пышные поляны были покрыты
плотным зеленым травяным ковром, но там не пускали пастись крупный рогатый
скот, а только маленьких ягнят и молодых телят и то едва после Юрьева дня (6 мая). Лес одинаково уважали и мусульмане и
христиане, собирались вместе, и под
черными тенями его вековых деревьев, праздновали Юрьев день (Хыдырлез), кололи курбан (жертвоприношение) и вместе молились о дожде.
Последний молебен в лесу „Кыс кория” проведен в 1947 г., так
как в следующем году лес был массово безжалостно спилен. От вековых деревьев не
осталось ни одного. Каждому семейству, тогдашняя власть только что созданного
колхоза, раздала древесину от этих деревьев для строительства каркасов домов,
корыт для животных, бочек, телег и лишь небольшое количество людей отказались,
помня легенду о Самодиве и веря что лес проклят. Древесиной в основном
воспользовались преимущественно переселенцы из Северной Добруджи, поселившиеся
в селе после 1940 г., пренебрегая или незная скрываемые истории о проклятом
лесе.
После того как вырубили лес исчезла и Самодива, однако она не перестала напоминать
о себе.
У мусульман было святилище – небольшая мечеть на старом,
тогда турецком кладбище. Предания рассказывают, что на этом кладбище была
похоронена девица, превратившаяся в Самодиву. В качестве надгробного памятника
на ее могиле был поставлен большой обработанный камень. Один переселенец
использовал этот священный камень при строительстве своего дома. После этот дом
стал собственностью другого семейства и верующие говорят, что самодива
„возвращала” за свой нарушенный покой и поэтому в обоих семействах браки были
расторгнуты.
Другие подобные надгробные камни из заброшенного
турецкого кладбища были также использованы при строительстве одного дома,
который сменив несколько собственников и сейчас пустеет. Говорят, что в нем
постоянно слышался какой-то шум (шелест,
шаги, свист) и из-за
неуважения к мертвым, люди не задерживаются в этом доме и „им не везет”.
Народные
верования сейчас уже потеряли свое влияние, но остаются нераздельной частью
местного фольклора. Верим или нет, но иногда в народных поверьях можно открыть
много истин. Может быть не случайно село и его жители и до сегодняшнего дня не
могут обрести покой. Почти в каждом роду есть неудачная семейная жизнь, разводы,
умершие неестественной смертью.... Проклятие Самодивы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий