„На запад от Варны, между озером и с. Паша-кьой (сегодняшнее Владиславово) находится место где в 1444 г. произошло сражение между
польско-венгерскими войсками короля Владислава III и турками. Здесь погиб молодой
польско-венгерский король. Поблизости находится рыбацкое „казацкое” село,
которое населяют русские. Они принадлежат к секте „беспоповцев” – у них нет
попов, но они выбирают одного между собой, который проводит крещение,
погребение и пр.” - ежемесячный журнал
Във Варна за красота и здраве ” (В
Варне о красоте и здоровье) от 1 июня 1932 г. выпуск 1.
Село Казашко основано казаками-некрасовцами, потомками
донских казаков. На своем долгом пути от необъятных донских и кубанских степей
до равнинных полей Добруджи, а оттуда до черноморского берега, они построили
несколько селений.
В Варне они получили большую пашню около берега Варненского
озера, которая, несмотря на то что была очень болотистой, стала тихой пристанью
для преследуемых староверов. Здесь поселились несколько многолюдных фамилий:
Кондрат-Данаилови, Матей-Русови, Панкрат-Платонови, Амос-Паничеви и другие.
Их называли еще старообрядцами или беспоповцами, потому что
они были очень привязаны к особенностям религиозных методов во времена раннего
христианства, когда видное место занимали дисциплина, аскетизм и мистика.
Гонимые Петром I,
который отказался терпеть христианство, желая объединить все религии:
католиков, протестантов и православных.
Основанное в 1903 г. казацкое село было признано населенным
местом пять лет спустя, в 1908 г.
Эти статные, сильные люди говорили на великорусском наречии.
Мужчины не брились, носили бороды, не курили табак, но любили выпить. Были страстными
рыбаками. Это пристрастие позже привело их и к берегам Камчии, где поселились
некоторые из них и на своих лодках плавали в водах реки как в родных. Наверное
маленькая романтичная река Камчия напоминала об их широкой и полноводной реке
Дон.
Дед Амос Ананиевич сделал кирпичи и построил дом на самом
берегу озера. Как и все, он сделал крышу из тростника. А тростник здесь рос в
изобилии. Дом располагался на единственной
улице, которая начиналась от мостика, где причаливали корабли и тянулась аж до
кладбища.
Построил себе дед Амос и парную баню. Баня имелась в каждом
доме, потому что там мыли не только тело,
она укрепляла и здоровье, особенно рыбаков, которые возвращались
уставшими и изнеможенными тяжелыми условиями труда.
Баню топили в субботу после обеда. Когда она была готова,
хозяйка дома приглашала мужчин:
-
Давайте, хлопцы, идите, скидайтесь и берите веник.
На следующий день, в воскресенье, все шли в церковь. Перед
тем как выйти из дома, нарядно одетые, они собирались перед иконостасом в
передней. Мужчины одевали поддевки,
сшитые из черного или темно синего атласа. Женщины были одеты в длинные юбки
разных цветов – красные, розовые, зеленые, синие.... Их блузки украшали изящные
вышивки. Обязательной частью костюма был кушак. Тоскливо поскуливая их провожала
крупная собака из северных русских пород (почти в каждом доме была такая собака). На улице встречали знакомых девушек и
невест. У незамужних девушек волосы были заплетены в одну косу, перевязанную
разноцветными ленточками, а у замужних
женщин – в две косы, которые покрывались кичкой.
Сердечно поздравляя друг друга, в прекрасном настроении и с
благоговением, готовые поднести благодарственный гимн Богу и его доброте,
некрасовцы входили в молитвенный дом – низкое, односкатное здание прямоугольной
формы и неприглядного вида. Женщины отправлялись в женское отделение, мужчины в
мужское. Веселая пестрота одного отделения контрастировала с темным цветом
другого. Женщины даже во время траура не одевали черной одежды и платков.
Маленькие девочки тоже были одеты в поддевки. Имели право их
одевать только те, кто умел читать и писать, но если у семейств были средства
их выучить и их дети становились „грамотными”, то одев черную длинную одежду,
занимали место среди хористов.
У некрасовцев не было денег для учебы. Лишь два раза в
неделю к ним приходил учитель из находящегося рядом села Тополи. В остальные
дни с детьми занимался один из староверцев. Он их знакомил с
церковно-религиозными обрядами.
В тот день староверец-учитель хотел сообщить нечто очень
важное своим соотечественникам. Приснился ему Московский патриарх Никита и
сказал ему: „Вы не поверили в мои реформы, остались староверами. Стали
беспоповцами, а после отреклись и от них. Последовали за раскольником Филиппом.
Назвали вас филипповцами. Подняли восстание – стали некрасовцами. Сейчас живете
в стране, где весной в воздухе носится пьянящий аромат лип. А и круглый год
живете с ароматом лип. Не было бы лучше вам называться липоване? ”
-
Я проснулся и вопрос старого патриарха мне не давал
покоя – продолжил свою речь учитель-староверец – Вспомнилось мне наше родное
село Липованка и сердце сжалось. Почему мы староверы, старообрядцы, боспоповцы,
филипповцы, некрасовцы? Давайте будем липоване! И обувь себе плетем из липового
лыка. Пусть липа и лыко нас навсегда связывают с нашими родными местами, откуда
нас отнес ветер перемен, гнет господ, наша привязанность к старому.
Речь старого учителя разволновала богомольцев, перенесла их
к донским и кубанским степям, откуда они пришли. Но теперь они также были
связаны и с прекрасным морским берегом, со спокойными водами озера, с
романтикой Камчии и с болгарской средой, где остались словно один русский
„остров”, сохранив традиции, родной быт и фольклор, сохранив свою привязанность
к рыболовству и свою русскую душевность.
До 1949 г. смешанные браки были запрещены. В те годы
„революцию” вызвал широкоплечий, статный казак Карней Григоров, который
влюбился в стройную черноокую болгарскую девушку Живку. Синеокий красавец
привел в село первую болгарскую сноху Живку, с глазами словно маслины, с
длинными черными волосами. Девушка, которой едва исполнилось 16, приняла обычаи
казаков, их говор (старый
южнорусский диалект),
традиционную одежду и обязательную прическу – волосы заплетенные в две косы и
покрытые под платком кичкой (род кокошника). Однажды ночью когда она спала, ее
муж отрезал ей ножницами косы и сказал: „Если б я хотел казачку, я бы женился на такой, но мне нужна ты
и ты мне нравишься такой какая ты есть, не хочу что б ты им подражала.” С тех
пор Казашко превратилось в интернациональное село, кроме болгарских зятьев и
снох, здесь есть зять палестинец, грек, швейцарец....
Годы шли. Жизнь липованцев менялась. Появилась и новая часть
села, чья главная улица проходит почти параллельно железнодорожной линии,
которая связывает село с большим городом. В новой школе появились молодые
учителя, и новая церковь, и новые обычаи и нравы. Но и сегодня рыболовство и
песни все также любимы казаками. Здесь живут потомственные фамилии. Они чтут
память создателя села Кондрата Данаилова, хвалят самого умелого лодочника Данаила
Кондратова и уважают традиции своих предков, создавших 107 лет назад русский, казацкий
„остров”.
Он и сегодня рассказывает Черному морю свои предания и
легенды.
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за българското
Черноморие ”, изд. „Славена”
Статья о селе Казашко на сайте Праздниците на България
Комментариев нет:
Отправить комментарий