Поиск по этому блогу

среда, 6 июня 2012 г.

Легенда о защитниках крепости Петрич кале (Петрича).


     Я уже писала о крепости Петрич кале здесь, но встретила еще интересные легенды связанные с ее историей.
О происхождении имени крепости есть две версии: от греческого слова петрос – камень и турецкого слова кале – крепость. Но по-правдоподобна версия, согласно которой крепость названа по имени брата Асена I – Петра. Согласно византийскому историку Георгию Акрополиту Асен I (1187 - 1196) дал своему брату Петру феодальное владение „Великий Преслав и Проват и землю около них”. Поэтому, отмечает он дальше – „область около этих двух городов и сейчас называется Петрова земля”. И легенда, которая передается из поколения в поколение, связана с именем Петр.

     Кровавый азиатский полумесяц прогнал сияющее солнце с плодородной болгарской земли. Все больше становилось городов и крепостей, над которыми развивались османские знамена. Болгарское царство не могло устоять против вражеских атак.

   Храбрый управитель каменной крепости и главнокомандующий сильными войсками, боярин Петр, видел отчаянные опыты царя Ивана Страцимира отстоять Бдинскую крепость. Он ценил дипломатические усилия его брата Ивана Шишмана, который дав свою сестру Тамару в жены султану Мураду, надеялся выиграть время и собрать силы для сопротивления. Но больше всего боярин Петр верил, что храбрость самое надежное оружие в борьбе с поработителями и поэтому воодушевлял свои войска на бой. Когда многочисленные неприятельские войска окружили крепость, все болгары в ней были настроены пожертвовать собой, но защитить ее во что бы то ни стало.

     Ночь была мрачная и зловещая. Горящие огни у подножия холма не предвещали ничего хорошего. Турки, опьяненные превосходством своих сил и награбленным в предыдущий день, забавлялись с плененными болгарками, чье сопротивление еще больше разжигало их мужские страсти. Жаждущие мести и безжалостные к скорби матерей и супруг, которые хоронили убитых и перевязывали раненых, командиры строили планы новых сражений – враг с целью захватить крепость, а защитники – не допустить чтобы она попала в руки поработителя.

    С обоих сторон было много жертв, но в ряды противника приходили новые пополнения, а число защитников уменьшалось.  С каждой новой жертвой становилось ясно что спасение невозможно.

     Сам боярин Петр, раненный в нескольких местах, умело скрывал свои страдания, ходил по крепости и подбадривал бойцов, жен и детей.

  Атака была отбита, но ценой многочисленных жертв. Небольшому числу уцелевших защитников крепости было суждено увидеть и смерть своего предводителя – боярина Петра.  Это привело их в смятение.

   Что делать? Защищаться было бессмысленно. Если они предадутся их ожидает страдание и смерть. Тогда их осенила другая мысль – через тайный вход, который распологался в скале, незаметно покинуть крепость и скрыться в густом тростнике у берегов озера, спуститься к морю и там искать спасения. Но как обмануть турков? Прибегли к хитрости: оставили одну глухую и слепую старуху бить в давул сообщая об атаке.

  Когда сумерки спустились на притихнувший край и турки после уморительного дня собирались отдыхать, со стороны главного входа в крепость послышался звук давула, сообщающий об атаке. Турецкие воины собрались у крепостных ворот, а старуха неутомимо и без остановки продолжала бить в давул.

  Замерли турецкие войска в ожидании атаки. Росло напряжение, а ворота крепости не открывались.

   Когда их терпение закончилось, турки разбили ворота и перед их растерянным взглядом с давулом в руках и с широко открытыми незрячими глазами сидела одна старуха. Она продолжала бить в давул и протяжно повторять: „Да будет жив наш господарь! Да будет жив боярин Петр! ”  

   Турки назвали крепость Петрич кале, то есть крепость Петра.

   В легенде которую записал археолог Хермин Шкорпил о защитниках крепости рассказывается что после того как они покинули крепость, скоро дошли до одного сада где один старец собирал урожай капусты. Они его попросили, что если придут преследующие их турки и будут спрашивать о них, сказать им что видел, что они проходили здесь когда он еще только сажал капусту, чтобы те подумали будто защитники покинули крепость давно и отказались бы их преследовать. После они перешли по мосту через реку Провадийска около села Синдел и отправились на запад...

   А в Белославских землях началось османское владычество, которое продолжилось 490 лет.

 
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за бългорското Черноморие”  изд. Славена, Варна
Алеко К. Константинов „Белослав и неговите околности”, изд. „Икар”, Варна 1996 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий