Я уже писала о крепости Петрич кале здесь, но встретила еще интересные легенды связанные с ее историей.
О происхождении имени крепости есть две версии: от греческого
слова петрос – камень и турецкого слова кале – крепость. Но по-правдоподобна
версия, согласно которой крепость названа по имени брата Асена I – Петра. Согласно
византийскому историку Георгию Акрополиту Асен I (1187 - 1196) дал своему брату Петру феодальное
владение „Великий Преслав и Проват и землю около них”. Поэтому, отмечает он
дальше – „область около этих двух городов и сейчас называется Петрова земля”. И
легенда, которая передается из поколения в поколение, связана с именем Петр.
Кровавый азиатский полумесяц прогнал сияющее солнце с
плодородной болгарской земли. Все больше становилось городов и крепостей, над
которыми развивались османские знамена. Болгарское царство не могло устоять
против вражеских атак.
Храбрый управитель каменной крепости и главнокомандующий
сильными войсками, боярин Петр, видел отчаянные опыты царя Ивана Страцимира
отстоять Бдинскую крепость. Он ценил дипломатические усилия его брата Ивана
Шишмана, который дав свою сестру Тамару в жены султану Мураду, надеялся выиграть
время и собрать силы для сопротивления. Но больше всего боярин Петр верил, что
храбрость самое надежное оружие в борьбе с поработителями и поэтому воодушевлял
свои войска на бой. Когда многочисленные неприятельские войска окружили
крепость, все болгары в ней были настроены пожертвовать собой, но защитить ее
во что бы то ни стало.
Ночь была мрачная и зловещая. Горящие огни у подножия холма
не предвещали ничего хорошего. Турки, опьяненные превосходством своих сил и награбленным
в предыдущий день, забавлялись с плененными болгарками, чье сопротивление еще
больше разжигало их мужские страсти. Жаждущие мести и безжалостные к скорби
матерей и супруг, которые хоронили убитых и перевязывали раненых, командиры
строили планы новых сражений – враг с целью захватить крепость, а защитники –
не допустить чтобы она попала в руки поработителя.
С обоих сторон было много жертв, но в ряды противника
приходили новые пополнения, а число защитников уменьшалось. С каждой новой жертвой становилось ясно что
спасение невозможно.
Сам боярин Петр, раненный в нескольких местах, умело скрывал
свои страдания, ходил по крепости и подбадривал бойцов, жен и детей.
Атака была отбита, но ценой многочисленных жертв. Небольшому
числу уцелевших защитников крепости было суждено увидеть и смерть своего
предводителя – боярина Петра. Это
привело их в смятение.
Что делать? Защищаться было бессмысленно. Если они предадутся
их ожидает страдание и смерть. Тогда их осенила другая мысль – через тайный
вход, который распологался в скале, незаметно покинуть крепость и скрыться в
густом тростнике у берегов озера, спуститься к морю и там искать спасения. Но
как обмануть турков? Прибегли к хитрости: оставили одну глухую и слепую старуху
бить в давул сообщая об атаке.
Когда сумерки спустились на притихнувший край и турки после
уморительного дня собирались отдыхать, со стороны главного входа в крепость
послышался звук давула, сообщающий об атаке. Турецкие воины собрались у
крепостных ворот, а старуха неутомимо и без остановки продолжала бить в давул.
Замерли турецкие войска в ожидании атаки. Росло напряжение,
а ворота крепости не открывались.
Когда их терпение закончилось, турки разбили ворота и перед
их растерянным взглядом с давулом в руках и с широко открытыми незрячими
глазами сидела одна старуха. Она продолжала бить в давул и протяжно повторять:
„Да будет жив наш господарь! Да будет жив боярин Петр! ”
Турки назвали крепость Петрич кале, то есть крепость Петра.
В легенде которую записал археолог Хермин Шкорпил о
защитниках крепости рассказывается что после того как они покинули крепость,
скоро дошли до одного сада где один старец собирал урожай капусты. Они его
попросили, что если придут преследующие их турки и будут спрашивать о них,
сказать им что видел, что они проходили здесь когда он еще только сажал
капусту, чтобы те подумали будто защитники покинули крепость давно и отказались
бы их преследовать. После они перешли по мосту через реку Провадийска около
села Синдел и отправились на запад...
А в Белославских землях началось османское владычество,
которое продолжилось 490 лет.
Литература:
Христина Стоева „Легенди и предания за бългорското
Черноморие” изд. Славена, Варна
Алеко К. Константинов „Белослав и неговите околности”, изд.
„Икар”, Варна 1996 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий